Витраж - прекрасный инструмент для желающих сделать свой интерьер особенным, совместить в нём функциональность и красоту. Витраж – один из старинных видов декоративного искусства. Витраж можно использовать как украшение не только общественных зданий и сооружений, но и обычного дома, дачи. При этом дом будет радовать, и удивлять живой линией рисунка и переливами цвета и света. Даже не большой витраж из художественного стекла может стать изюминкой интерьера, а более масштабные витражные элементы будут центром всеобщего восхищения.
Техника изготовления витража унаследовала свое название от своего изобретателя, Луиса-Комфорта Тиффани, благодаря деятельности которого в начале ХХ века витражное искусство переживало настоящий расцвет: его тенденции радикальным образом влияли на стиль этой эпохи. Тиффани добился успеха, будучи целеустремленным человеком, который во всем привык добиваться совершенства: он предпринимал многочисленные попытки оптимизации технологий, реагируя на малейшие изменения веяний моды того времени. Под руководством Тиффани опытные мастера производили тысячи витражей и ламп.Без сомнения, его изысканные творения высоко оценила публика, однако настоящую славу Тиффани принесли витражные изделия. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывало бесконечные возможности для творчеств, витражей, мозаики и превосходной бижутерии.
Он начал с того, что открыл свое стекольное производство, где изготавливалось как раз такое стекло, какое ему было нужно, для изготовления виражей. Тиффани был не в восторге от современной технологии окраски готового стекла, так как считал, что такой метод не дает необходимой прозрачности. Он хотел, чтобы вместо этого само стекло передавало текстуру и цвет. Тиффани потратил много времени на то, чтобы найти способ повторить или даже превзойти успех средневековых стеклодувов. Вера в почти чудесные внутренние свойства стекла привела дизайнера к величайшему открытию - разработке нового вида стекла, который он назвал «фавриль». Слово "favrile" по латыни означает "сделанный руками". У Тиффани красители оказывались внутри стекольного листа, поэтому не было необходимости как-то дополнительно обрабатывать поверхность витража, не надо было наносить рисунок.
У большинства людей по всему миру имя Тиффани ассоциируется в первую очередь с его потрясающими витражными абажурами. Они были сделаны из кусочков стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов окон. Тиффани сконструировал множество разнообразных видов витражных ламп и абажуров - от простых до вычурных, от неброских до роскошных. Как бы то ни было, коллекционеры в наши дни разыскивают и скупают за огромные деньги именно эти витражные "цветочные" лампы с их неповторимыми, изукрашенными орнаментом бронзовыми основаниями.
Настольная лампа "Лилии в пруду", 1900 - 1905 гг.
Другим важным нововведением являлся метод предварительной компоновки витража: сначала стекла окаймлялись тончайшей полоской меди, затем лекала подгонялись под определенную модель, в конце они соединялись методом оловянной пайки. Вплоть до момента внедрения всех этих инноваций, техника изготовления витражей предполагала использование профилей из свинца, в пазы которых непосредственно вставлялись сами стекла. В сравнении с профильной свинцовой конструкцией, тончайшая медная полоска оказывалась более податливой и значительно облегчала процесс, позволяя таким образом изготавливать лекала из стекла практически любого размера, даже совсем маленькие. То есть, благодаря изобретению техники Тиффани, стало возможным производить очень сложные витражи с детально разработанным рисунком.